Пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено право налогоплательщика в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представить в налоговый орган письменные возражения по акту налоговой проверки. Возможность представить возражения по акту налоговой проверки – это именно право, а не обязанность налогоплательщика. Как показывает практика, в большинстве случаев налогоплательщику разумнее воздержаться от их представления.

Пожалуй, единственный случай, когда налогоплательщику однозначно необходимо подать возражения по акту налоговой проверки – это если налоговая инспекция в акте прямо указала на непредставление определённых документов, причём именно таких, отсутствие которых предполагает неблагоприятные налоговые последствия.

Например, в акте содержится вывод о неправомерном применении налоговых вычетов по НДС на том основании, что у налогоплательщика отсутствуют счета-фактуры, выставленные поставщиками. Или, к примеру, налоговый орган намерен исключить из расходов затраты на перевозку, ссылаясь на отсутствие товарно-транспортных накладных.

В подобных случаях налогоплательщику обязательно надо представить возражения по акту налоговой проверки, с которыми в качестве подробно описанных приложений представить все эти документы. Если этого не сделать, то в дальнейшем с оспариванием принятого решения могут возникнуть сложности. Тут логика следующая: решение принимается с учётом тех документов, которые имелись у налогового органа; если у налогового органа на момент принятия решения не было каких-то документов, то, не приняв во внимание не предоставленные ему документы, налоговый орган ничего не нарушил и, соответственно его решение незаконным не является.

Ещё один случай, когда налогоплательщику целесообразно подать возражения по акту налоговой проверки – это наличие арифметических ошибок, за счёт которых увеличиваются размеры взыскиваемых сумм недоимок, пеней и штрафов. В такой ситуации действительно разумно подготовить возражения по акту налоговой проверки, в которых указать на допущенные ошибки. Почти во всех остальных случаях налогоплательщику разумнее не представлять возражения по акту налоговой проверки.

Реалии наших дней таковы, что целью налогового органа при проведении налоговой проверки является не установление объективной картины, связанной с исчислением и уплатой налогов проверяемым налогоплательщиком, а подготовка оснований для взыскания с него денежных средств. Изложенные в актах претензии, какими бы абсурдными они ни казались, создают формальные основания для взыскания недоимок, а также начисления пеней и штрафов, поэтому, как правило, приводятся в актах совершенно не случайно.

Грамотно составленные возражения по акту налоговой проверки лишь указывают налоговому органу на «слабые места» в его позиции и подсказывают направления дальнейшей работы в целях начисления недоимок, пеней и штрафов в таких размерах, которые ему хотелось бы взыскать. Если же станет очевидно, что на основе заявленных претензий вообще ничего существенного взыскать не получится, то налоговый орган может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых он продолжит искать новые нарушения и собирать доказательства их совершения.

Непредставление налогоплательщиком таких возражений не влияет на возможность дальнейшего обжалования принятого решения в вышестоящий налоговой орган, а затем и в суд. В связи с этим разумнее не демонстрировать раньше времени свою юридическую грамотность и не помогать налоговому органу подготовить такое решение, которое впоследствии будет намного сложнее обжаловать.

Если, как уже отмечено выше, существует необходимость представить какие-то документы, то сами возражения по акту налоговой проверки, к которым они будут прилагаться, лучше сделать скромными или даже примитивными.

«Сражать» налоговый орган знаниями налогового законодательства и судебной практики разумнее лишь после получения решения, принятого по результатам налоговой проверки.

Здесь главное – не пропустить срок для подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, который составляет один месяц со дня вручения лицу, в отношении которого вынесено это решение (пункт 9 статьи 101 НК РФ, пункт 2 статьи 139.1 НК РФ).