Наша Компания оказывает помощь организациям и физическим лицам при возникновении у них споров с налоговыми органами. Работа по этой тематике является одной из специализаций Компании с самого начала её деятельности (1996-й год).
Наиболее распространенными и, как правило, наиболее остро затрагивающими интересы налогоплательщиков являются налоговые споры, связанные с обжалованием решений налоговых органов.
В настоящее время установлен обязательный досудебный порядок обжалования таких решений, т.е. обращаться сразу в суд нельзя.
Однако досудебное обжалование решений налоговых органов - это тот этап, на котором у налогоплательщика есть реальные шансы разрешить налоговый спор в свою пользу и избежать последующего обращения в суд.
Уже много лет для управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации действует установка, согласно которой заведомо проигрышные для налоговых органов споры с налогоплательщиками подлежат урегулированию внутри налогового ведомства и не должны доходить до стадии разбирательств в судах и арбитражных судах.
Кроме того, даже если обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган не привело к нужному результату, то текст жалобы может являться проектом заявления в суд, что является ещё одним аргументом серьёзно отнестись к досудебному обжалованию.
На наш взгляд, налогоплательщикам для успешного разрешения таких налоговых споров необходимо выполнить два основных условия:
- соблюдать сроки для подачи жалоб, а если всё-таки требуется обжалование решений налоговых органов в судебном порядке, то ещё и сроки для подачи заявлений в суд;
- выбрать квалифицированных налоговых юристов.
В отношении сроков для обращения с жалобами и заявлениями основные правила следующие.
В рамках досудебного обжалования решений налоговых органов предусмотрена подача жалоб и апелляционных жалоб.
Срок для подачи апелляционных жалоб определяется пунктом 2 статьи 139.1 и пунктом 9 статьи 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения обжалуемого решения. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Срок для подачи жалоб, не являющихся апелляционными, определяется нормами пункта 2 статьи 139 НК РФ:
- жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
- жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
- жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Обжалование решений налоговых органов в судах и арбитражных судах, в том числе сроки для обращения с соответствующими заявлениями, определяются правилами главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В частности, в силу части 4 статьи 198 АПК РФ , с учётом пункта 3 статьи 138 НК РФ, срок для обращения с заявлением в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения налоговой инспекции составляет три месяца, который исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 НК РФ.
Выбрать квалифицированных налоговых юристов, которым можно доверить обжалование решений налоговых органов, зачастую бывает непросто.
Наличие у юриста знаний норм НК РФ и представлений о судебной практике по интересующим вопросам не является гарантией того, что он может успешно вести такие налоговые споры.
Более того, участие юриста в нескольких налоговых спорах, но по одному и тому же вопросу или по делам, по которым уже создан прецедент Верховным судом Российской Федерации, тоже не свидетельствует о том, что он является квалифицированным налоговым юристом.
Обжалование решений налоговых органов – это работа, для успешного выполнения которой необходимо заниматься налоговым правом постоянно и системно, годами накапливать опыт, анализировать и запоминать все используемые налоговыми инспекциями «приемы работы», следить за динамикой судебной практики.
Очень важным является умение детально проанализировать ситуацию и документы, необходимо уметь правильно определять доводы и выбирать доказательства, представляемые для подтверждения своей позиции.
В дополнение отметим, что по всем вопросам, возникающим и связанным с обжалованием решений налоговых органов, Вы можете обратиться в нашу Компанию.
За многолетний опыт работы по этой тематике мы накопили серьёзный опыт и знания. Некоторые из наиболее интересных примеров работы Компании представлены в разделе «Судебная практика».