Наша Компания оказывает помощь при возникновении споров с налоговыми органами у её Клиентов. Работа по этой тематике являлась одной из специализаций Компании с самого начала её деятельности (1996-й год).
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В НК РФ сказано о праве обжаловать «акты налоговых органов ненормативного характера» (часть первая статьи 137), в то время как, к примеру, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации говорится об оспаривании «ненормативных правовых актов, решений» (часть первая статьи 197).
Различие лишь терминологическое, а содержание одно и то же – в НК РФ под актами подразумеваются решения и иные индивидуальные акты применения права, порождающие правовые последствия для граждан и (или) организаций налогоплательщиков.
Помимо решений, обжалуемыми актами налоговых органов могут быть, в частности, требования о предоставлении документов, требования об оплате задолженности, различные уведомления (например, при импорте товаров - уведомление об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения) и даже не содержащие никакого название письма налоговых органов, адресованные налогоплательщику.
Определяющим является не название документа, а его содержание: если документ налогового органа неправомерно возлагает на налогоплательщика какие-то обязанности или лишает его каких-то прав, то такой документ является актом налогового органа, который может быть обжалован.
Следует отметить, что акты налоговых проверок, составляемые налоговыми инспекциями по итогам камеральных и выездных налоговых проверок, по смыслу статьи 137 НК РФ не могут обжаловаться, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. Оспорено может быть само решение, основанное на акте налоговой проверки.
С точки зрения обжалования, акты налоговых органов целесообразно делить на две группы:
- решения налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- все остальные акты налоговых органов.
Различие состоит в том, что на решения налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые ещё не вступили в силу, может быть подана апелляционная жалоба, до рассмотрения которой соответствующее решение является не вступившим в силу.
Во всех остальных случаях, в том числе если указанные выше решения уже вступили в законную силу, подается жалоба на решение налогового органа, а не апелляционная жалоба.
Иногда этот момент очень важен. В частности, если решение предусматривает взыскание с организации недоимок и пеней, то своевременно поданная апелляционная жалоба на решение налогового органа не позволяет налоговому органу производить взыскание с неё недоимок и пеней до момента принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Обжалование актов налоговых органов имеет смысл тогда, когда просматриваются одновременно два условия, при которых жалобы (заявления) с требованиями об их отмене (признании недействительными) подлежат удовлетворению:
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Некоторые акты нецелесообразно обжаловать, а проще просто не исполнять их предписания. Например, если налоговая инспекция направила налогоплательщику требование о предоставлении документов, которым затребованы документы, которые налогоплательщик не обязан предоставлять, то проще воздержаться от его исполнения, а не писать жалобу, поскольку в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право «не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам».
В настоящее время установлен обязательный досудебный порядок обжалования актов налоговых органов, т.е. обращаться сразу в суд нельзя.
Однако досудебное обжалование актов налоговых органов - это тот этап, на котором у налогоплательщика есть реальные шансы разрешить налоговый спор в свою пользу и избежать последующего обращения в суд.
На наш взгляд, налогоплательщикам для успешного разрешения таких налоговых споров необходимо выполнить два основных условия:
- соблюдать сроки для подачи жалоб, а если всё-таки требуется обжалование актов налоговых органов в судебном порядке, то ещё и сроки для подачи заявлений в суд;
- выбрать квалифицированных налоговых юристов.
В отношении сроков для обращения с жалобами и заявлениями основные правила следующие.
В рамках досудебного обжалования актов налоговых органов предусмотрена подача жалоб и апелляционных жалоб.
Срок для подачи апелляционных жалоб определяется пунктом 2 статьи 139.1 и пунктом 9 статьи 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения обжалуемого решения. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Срок для подачи жалоб, не являющихся апелляционными, определяется нормами пункта 2 статьи 139 НК РФ:
- жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
- жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
- жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Обжалование актов налоговых органов в судах и арбитражных судах, в том числе сроки для обращения с соответствующими заявлениями, определяются правилами главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В частности, в силу части 4 статьи 198 АПК РФ , с учётом пункта 3 статьи 138 НК РФ, срок для обращения с заявлением в арбитражный суд составляет три месяца, который исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 НК РФ.
Выбрать квалифицированных налоговых юристов, которым можно доверить обжалование актов налоговых органов, зачастую бывает непросто.
Для выполнения этой работы у юриста, в числе прочего, должны очень специфичные знания и опыт, которыми за короткий срок овладеть просто невозможно.
В дополнение отметим, что по всем вопросам, возникающим и связанным с обжалованием актов налоговых органов, Вы можете обратиться в нашу Компанию.
Юристы нашей Компании занимаются налоговым правом постоянно и системно, знают все используемые налоговыми инспекциями «приемы работы» и следят за динамикой судебной практики.
За многолетний опыт работы по этой тематике мы накопили серьёзный опыт и знания. Некоторые из наиболее интересных примеров работы Компании представлены в разделе «Судебная практика».